КОММЕНТАРИИ К ПЕРЕВОДАМ

Раздел 1. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ДАЯН-ХАНА НА МОНГОЛЬСКОМ ПРЕСТОЛЕ

Раздел 2. ОБЪЕДИНЕНИЕ МОНГОЛИИ ПОД ВЛАСТЬЮ ДАЯН-ХАНА

Раздел 3. ПОТОМКИ ДАЯН-ХАНА, ПРАВИВШИЕ В МОНГОЛИИ

Раздел 1
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ДАЯН-ХАНА НА МОНГОЛЬСКОМ ПРЕСТОЛЕ
1 Даты в источнике указаны правильно. Билигту-хан (Аюшри-дара) правил в 1370—1378 гг. Тогон-Тэмур — последний юаньский император в Китае. Правил в 1333—1368 гг.
2 Инчан—город в Северо-Восточном Китае, был временной столицей Юаней с 1368 по 1370 г. после их бегства из Бэйпина.
3 Усхал-хан (Тогус-Тэмур) правил с 1378 по 1389 г. Младший сын Тогон-Тэмура. Он еще надеялся на восстановление власти Юаней в Китае и вел с переменным успехом войну с китайцами. Погиб в одном из сражений.
4 Энх-Дзоригту-хан (Дзоригту-хан) — старший сын Усхал-хана. Родился (по данным Саган-Сэцэна) в 1359 г. вступил на престол. в 1389 г. и умер в 1392 г. Таким образом, данные «Арутан топучи» [3] расходятся с данными Саган-Сэцэна о годах правления Дзоригту-хана на один год. В «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана, как отмечено Н. П. Шастиной, автор принял имя Энх-Дзоригту-хана за имена двух лиц, хотя годы правления Дзоригту-хана указаны те же, что и в анонимной «Арутан топучи» [11, с. 257, 379, примеч. 21]. Годы правления, указанные Рашипунцугом,—1389—1391 [2, с. 641, вкладка], на один год расходятся с данными Саган-Сэцэна, который считал годом смерти Дзориагу-хана 1392-й.
5 Элбэг-Нигулэсэгчи — сын Тэгус-Тэмура, внук Тогон-Тэмура. По данным Саган-Сэцэна, Элбэг-хан родился в 1361 г., вступил на престол в 1393 г. Убит в 1399 г. Угэчи-Хашигом и Батулой-чингсангом, Данные о вступлении на престол в 1391 г. Элбэга, приведенные в «Арутан топучи» [З], расходятся с данными Саган-Сэцэна на два года (последний указывает 1394 г., год собаки). Тот же, 1394 год. указан и у Лубсан-Данзана [11, с. 257]. У Рашипунцуга говорится, что Элбэг-хан вступил на престол «в начале года черной обезьяны» (1392) [2, с. 641, вкладка], а скончался в «год красноватого быка» (1397) (2, с. 642].
6 Ахмуд—имеется в виду Тогус-Тэмур (Усхал-хан).
7 Хунтайджи (хонтайджи)—сословный титул. Его носили крупные феодалы, принадлежавшие к чингисидам, т. е. к так называемой белой кости [19, с. 153, 156].
8 См. примеч. 5. Рашипунцуг—единственный историк, отметивший, что время правления Элбэг-хана было для Монголии спокойным и благоприятным. Это, конечно, неправильное утверждение. Саган-Сэцэн пишет, что «нечестный поступок» (убийство Элбэг-ханом своего брата) стал одной из причин начала феодальных междоусобиц в Монголии.
9 Харагуцуг-Дэгурэнг-тайджи [см. примеч. 39] — потомок Олзэйту-хагана; здесь, как у Мэргэн-гэгэна [9, с. 154] и Галдана [5, с. 85— 86], он правильно назван младшим братом Элбэг-хана. В «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана [11, с. 257] и у Г. Гомбоева [10, с. 156] Харагуцуг именуется сыном Элбэг-хана ошибочно. Как сообщает Саган-Сэцэн, он родился в 1363 г. и погиб от руки Элбэг-хана в 1399 г. [26, с. 38—39].
10 Бигэчи—женский титул—цесаревна. В сочинении Лубсан-Данзана имеет глоссу «абагай»—замужняя женщина [11, с. 257].
11 Здесь Жамбалдорж ничего не говорит о том, что после Элбэг-хана па престоле были по очереди два его сына: Гун-Тэмур и Эл-Тэмур [Олдзэйту (Улуй)-Тэмур], а затем его внук Дэлбэй (Дэлбэг), которые правили 16 лет (1399—1425). Об этом сообщает Мэргэн-гэгэн [9, с. 154]. У Лубсан-Данзана также упоминаются Улуй-Тэмур и Дэлбэг, но годы их правления называются другие [11, с. 259].
12 В монголоведении утвердилось мнение (на основании данных китайских источников), что после Тогон-Тэмура (1378—1388) на монгольском престоле сменилось пять ханов, погибших насильственной смертью (см. [29, с. 157]). Однако по данным монгольских источников, после Тогон-Тэмура на престоле было не пять, а семь ханов: Билигту-хан (1370—1378), Усхал-хан (1378—1388), Энгэ-Дзорикту-хан (1389—1392), Элбэг-хан (1392—1397), Гун-Тэмур-хан, Эл-Тэмур-хан и Дэлбэг-хан (правили 16 лет). Сводные данные источников отражены в коллективной работе монгольских историков [48, с. 419]. По данным Гомбоева, после Элбэг-хана, убитого в год змеи (1401), правили Тогон-хан (1401—1403), Олом-Тэмур-хан (Улуй)—правил 13 лет и умер в год барса (1410). Через год, в год зайца (1411), на престол вступил Дэлбэг-хан и скончался в год овцы (1415). В том же году возведен на престол Ойрадай-хан (1415), скончался в год змеи (1425) [10, с. 158]. В «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана имя Ойрадай-хана не называется. Лубсан-Данзан пишет, что после смерти Дэлбэга на престол «воссел хаган ойратов», который скончался в 1425 г. Данные об этом приведены в «Болор эрихэ» Рашипунцуга; они отличаются от сведений других монгольских источников некоторыми интересными подробностями и датировкой событий [2, с. 642].
13 Адай-хан (Адай-тайджи). По данным Саган-Сэцэна, родился в 1390 г., престол занял в 1426 г., убит ойратскими феодалами, недовольными его правлением, в 1438 г. По «Алтан тобчи» Гомбоева, Адай-хан правил с 1435 по 1499 г. [10, с. 53]. Об Адай-хане см [26, с. 44—47, 49, 69; 29, с. 182].
14 Аджа-тайджи (Аджай, Ачи, Ачай)—сведения о нем в источниках весьма скудные. В «Шара туджи» [12, с. 143] сообщается, что сына, родившегося у жены Харагуцуга Улдзэйту-гоа, назвали Ачай. У Саган-Сэцэна — те же сведения, что и в «Шара туджи». У Г. Гомбоева в «Алтан тобчи» об этом ничего не говорится. Мэргэн-гэгэн пишет, что у Аджа было три сына, но называет имена только двух: Дайсуна и Агбарджина [9, с. 154].
15 Мандугул (Мандул-тайджи, Мандул-хан) — брат Дайсун-хана по отцу. Сведений о нем мало. Согласно данным Лубсан-Данзана, он правил в период с 1463 по 1468 г. [11, с. 273],
16 Дайсун-хан — старший сын Аджа-тайджи. По Саган-Сэцэну, Дайсун родился в 1422 г. и правил с 1439 по 1452 г. О нем см. [12, 144—145].
17 См. примеч. 5. Из приведенного отрывка следует, что Мэргэн-гэгэн также считает Тууранг Тэмура (Харагуцуга) младшим братом Элбэг-хана, а не сыном, как утверждают Лубсан-Данзан и Г. Гомбоев.
18 Тууранг-Тэмур (Харагуцуг-Дэгурэнг-Тэмур-хунтайджи), см примеч. 9.
19 Батула-чингсанг (чингсанг — министр, термин китайского происхождения) — сын ойратского предводителя Худхай-Тайю. Ему была пожалована в жены дочь Элбэг-хана, княжна Самур. По этому поводу и был устроен пир, о котором сообщает Мэргэн-гэгэн. Награду Батула-чингсанг получил за то, что его отец Худхай-Тайю когда-то оказал личную услугу Элбэг-хану и помог завладеть красавицей Улдзэйту.
20 Огчи-Хашаг (Угэчи-Хашиг) был младшим сыном Худхай-Тайю.. Мэргэн-гэгэн — единственный из монгольских историков, сообщающий, что Угэчи-Хашиг один убил Элбэг-хана и забрал себе княгиню Улдзэйту-гоа. В других монгольских источниках говорится, что после того как хаган (Элбэг) просидел на престоле шесть лет, ойратские Батула-чингсанг и Угэчи-Хашиг прикончили Элбэг-хагана в гс змеи (1401), и он стал тэнгри. Батула-чингсанг и Угэчи-Хашиг сначала захватили четыре тумэна ойратов и стали врагами [монголов]. Говорят, что так была захвачена ойратами единая держава монголов» [11, с. 258].
21 См. примеч. 14.
22 Сведения Мэргэн-гэгэна о Дайсуне и Агбарджине совпадаю с данными других монгольских источников. Здесь следует, однако сказать, что в разных монгольских летописях имя Агбарджин-джинонга пишется по-разному: Чин-ван-Намбарчи [2], Набкарджа (Г. Гомбоев), Агбарчи (Саган-Сэцэн), Нагбарчи («Шара туджи»). По сведениям Саган-Сэцэна, Агбарджин родился в лето гуй—зайц (1423) и стал джинонгом в возрасте семнадцати лет (1439 г.) (См [19, с. 256, примеч. 592].) О титуле джинонг (царевич) см. [19, с. 143].
23 Гун-Тэмур — старший сын Элбэг-хана. Правил ориентировочно с 1400 по 1402 г. После него на престоле был его брат Эл-Тэмур (Олдзэйту-Тэмур) — 1403—1410. Затем престол перешел к сыну Эл-Тэмура Дэлбэг-хану (1411—1415) [11, с. 379, примеч. 25].
24 Адай-тайджи (Адай-хан) — см. примеч. 13. Дополнительно отметим, что Адай-хан вел жестокие войны с ойратами. В одном из сражений предводитель последних Батула-чингсанг был убит, а его сын Тогон и жена Самур-дайху попали в плен к монголам. Самур-дайху взял в жены Адай-хан, а ее сын Тогон стал пастухом у брата и соуправителя хана—Аруктая-тайши [11, с. 260].
25 Хувангди — госпожа, женский титул.
26 Элбэг-хан, узнав, что без вины был убит Худхай-Тайю, решил оказать милость его старшему сыну Батуле и, согласно данным Рашпунцуга, наградил его титулом чингсанг, отдал в жены свою дочь княжну Самур. У Лубсан-Данзана и в других источниках, кроме того, отмечено, что Элбэг-хан «велел Батула-чингсангу и Угэчи-Хашигу, двум сыновьям Тайю, ведать четырьмя тумэнами [ойратов]» [11, с. 258].
27 В «Алтай тобчи» Гомбоева и «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана приведена другая датировка. Указан не год быка, а год змеи (1401).
28 См. примеч. 20.
29 Речь идет об Улдзэйту-гоа — жене Харагуцуга, отнятой у него Элбэг-ханом
30 Марал-джинонг (Марал-джинонг) — прозвище Агбарджин-джинонга (джинонг — наследник престола) — младший брат Дай-сун-хана, был при нем соуправителем и совершил предательство, перейдя на сторону врагов хана — ойратов, чем и «завершил гибель [монгольского] правления» [9, с. 156].
31 Ахмад — Элбэг-хан. О годах правления его сына Гун-Тэмура з других источниках приводятся иные данные, несколько расходящиеся со сведениями Рашипунцуга (см. [11, с. 379, примеч. 25]).
32 О правлении Ойрадтай-хана (Ойрадай-хан) в монгольских источниках приводятся очень скупые сведения. Рашипунцуг единственный, кто конкретно указывает годы его правления (1412— 1421).
33 См. примеч. 14. О Самур-гунчжи см. примеч. 40.
34 Адай-хан правил с 1426 по 1438 г. По данным Мэргэн-гэгэна,. он взял к себе сына Улдзэйту Аджая и дал ему титул тайджи [9,. с. 154] (см. примеч. 39).
35 Аруктай-тайджи — брат Адай-хана и его соуправитель. Главнокомандующий войсками Адай-хана.
36 Речь идет о передовом разведывательном отряде, командиром которого Адай-хан назначил онгудского предводителя Джангджун-Цаган-Тумэна. Описание этого сражения в монгольских летописях. приводится в различных вариантах (см. [12, с. 144—145; 10, с. 158—159; 8, с. 155—157; 9, с. 154—155]). Следует отметить, что ни в одной из монгольских летописей точная дата этого сражения монголов с ойратами не указана (кроме сочинения Мэргэн-гэгэна, где назван 1426 год [9, с. 154]). О борьбе монголов с ойратами см. [28, с. 131].
37 Батула-Хашиг. Следует полагать, что здесь речь идет о Батула-чингсанге, старшем сыне Худхай-Тайю. Имя младшего сына Худхай-Тайю — Угэчи-Хашиг.
38 Богума (Тогон-тайши) — сын Батулы-чингсанга и Самур (дочери Элбэг-хана). Ниже автор сравнивает историю спасения Тогона «под котлом» и Ачи-тайджи «под корзиной». По-монгольски «котел»—«тогон». Это прозвище заменило подлинное имя Тогон-тайши.
39 Тайджи (ойратское тайши) — монгольский княжеский титул китайского происхождения. В XVI в. его носили потомственные владельцы уделов (см. [19, с. 138, 141, 144 и т. д.]). По определению В. Я. Владимирцова, монгольский титул тайджи и ойратский тайши происходят от китайского тай-ши — «великий наставник». У монголов его носили соуправители при ханах [19, с. 88, примеч. 5].
40 Самур-гунчжи—дочь Элбэг-хана. Была замужем за Батулой-чингсангом, а после его убийства стала женой Адай-хана.
41 Улхуй-мэргэн (Олхой-мэргэн). Участвовал в битве монголов с ойратами на стороне Адай-хана. Умер в 1430 г. [9, с. 155].
42 Батула — речь идет о Батула-чингсанге, предводителе ойратов (см. примеч. 26). Погиб в 1425 г. в битве монголов с ойратами.
43 Самур—мать Тогон-тайши. См. примеч. 19, 24, 40.
44 Аруктай-тайши советовал Адай-хану убить Тогона, но за последнего заступилась его мать Самур-гунчжи, и Адай-хан сохранил ему жизнь.
45 Тогон-тайши — сын Батулы-чингсанга. После битвы монголов с ойратами находился в плену у монголов и был пастухом овец.
46 1416 г. — сомнительная дата. См. также примеч. 13.
47 В данном отрывке Рашипунцуг рассказывает о собрании монгольских феодалов перед походом на ойратов.
48 Об этом рассказывается в ряде монгольских источников, но ни в одном из них не приводится эта дата — 1428 г. Она приведена только в сочинении Рашипунцуга.
49 Сведения об ойратском чуулгане приводятся и в ряде других монгольских источников, но без указания точной его даты. Рашипунцуг приводит ее впервые.
50 Исследователями годы жизни Адай-хана еще точно не установлены. Сведения, приведенные Рашипунцугом о времени кончины Адай-хана, расходятся с данными других монгольских источников. В современной монголоведческой литературе также принято считать годом смерти Адай-хана 1434 г. [29, с. 182].
51 Здесь Рашипунцуг не приводит дату вступления на престол Дайсун-хана. Однако по тексту получается, что Дайсун-хан вступил на престол в 1434 г. В источниках приводятся и другие данные. Так, например, в «Эрдэнийн тобчи» Саган-Сэцэна говорится, что Дайсун-хан родился в 1422 г., стал ханом в 1439 г. и умер в 1452 г., то же у Мэргэн-гэгэна в «Алтан тобчи» — 1452, в «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана указывается 1438 г. (с. 262). О нем см. [12, с. 144—145; 10, с. 62; 61, с. 62]. Вопрос этот требует дополнительного изучения.
52 Тогон-тайши—соуправитель при Дайсун-хане. В 1452 г. пытался узурпировать престол, но был убит. Об этом факте сообщают также и другие источники, но в стихотворной форме его приводит только Жамба. См. примеч. 45.
53 См. примеч. 13.
54 Имеется в виду Чингисхан, личность которого после его смерти была монголами обожествлена.
55 Сутай-хатун — не собственное имя. Н. П. Шастина переводит это словосочетание как «ханша, обладающая величием» (см. [11, с. 269]). Возможно, под этим эпитетом скрывается имя матери Тогона — Самур, дочери Элбэг-хана; не исключено, что речь идет и об Алан-гоа — легендарной прародительнице всех монголов.
56 «Монгольский Мункэ» — вероятно, Баян-Мункэ-джинонг, сын Харагуцуга-тайджи и княгини Цэцэг—дочери Эсэн-хана. В источниках о нем приводятся разноречивые данные. Тогон-тайши призывал к убийству Баян-Мункэ-джинонга, так как знал, что он был единственным законным наследником великоханского престола (см. также [11, с. 380, примеч. 42]).
57 Дайсун и Агбарджин — два брата, сыновья Аджа-тайджи. См. примеч. 22.
58 Саймуджин — монгольский феодал, который сопровождал Тогона на родину после освобождения его из монгольского плена (см. об этом [11, с. 261]).
59 Шиошитэй-батур. В других источниках встречается иное написание этого имени: Шигустэй-батор, Шигусмэй-богатор, Шигушитэй-ноён, Шигуши-тэйонг хорчинский. Он был участником поединка богатырей перед сражением монголов с ойратами и выступал на стороне Адай-хана. Шиошитэй-батур был убит по распоряжению Эсэна, как сообщает Лубсан-Данзан, вместе с другими монгольскими знатными феодалами [11, с. 267—268].
60 «Хаганцы» и «джиноны (джинонгцы) — имеются в виду феодалы, сторонники Дайсун-хана и его брата Агбарджин-джинонга, который также претендовал на монгольский престол и стремился свергнуть Дайсун-хана.
61 Дзагун-гадзар — можно полагать, что под этим названием имеется в виду Джунгария.
62 Мэргэн-гэгэн в данном случае ссылается на сочинение Саган-Сэцэна «Эрдэнийн тобчи». Он ставит под сомнение версию об убийстве Шиошитэй-батура, приводимую в «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана [11, с. 268] и некоторых других монгольских источниках.
63 Харгучаг — Харагуцаг, сын Агбарджин-джинонга. Харагуцаг не разделял претензий своего отца на всемонгольский престол, равно как и Шиошитэй-батур, поддержкой которого Харагуцаг пользовался. Узнав о его гибели, Харагуцаг, опасаясь за свою жизнь, покинул родину. После смерти Агбарджин-джинонга он оставался единственным законным наследником монгольского престола.
64 Тангмук — Токмок, государство. Г. Гомбоев считает «тункмаков» народом кипчак [10, с. 167]. Известно, что в XV в. кипчаки населяли земли в истоках Иртыша. По данным Лубсан-Данзана, «страной кипчаков и Токмоком» владели потомки старшего сына Чингисхана Джочи [11, с. 243].
65 В «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана и «Алтан тобчи» Г. Гомбоева имя Мункэ-баяна не указывается. В этих сочинениях говорится, что Харагуцуг и Нагачу пришли «к богатому человеку из Токмока» [11, с. 266; 10, с. 167). В «Шара туджи» «богатый человек» назван по имени Аг Мункэ-Байан [12, с. 380, примеч. 38].
66 Сведения Рашипунцуга о начале правления Дайсун-хана расходятся с данными других монгольских источников, в частности с Саган-Сэцэном, который указывает 1439 г. О Дайсун-хане см. [12,. с. 144—145].
67 Это — единственное указание о наличии у Агбарджин-джинонга титула чин-вана или онга (правителя). Мингани-Хара—местность в северо-восточной части современного Автономного района Внутренней Монголии (КНР), где, по данным Рашипунцуга, происходили битвы монголов с ойратами.
68 Абдар-сэцэн, Алаг-Тэмур и Хатан-Тэмур — влиятельные ойратские феодалы, противники Дайсун-хана и Агбарджин-джинонга. По данным Г. Гомбоева и Лубсан-Данзана, Алаг-Тэмур — феодал из Западной Джунгарии, а Хатан-Тэмур — из Восточной Джунгарии. Они сыграли немаловажную роль в возвышении Эсэн-тайши и захвата им всемонгольского ханского престола (см. [10, с. 172; 11 с. 270]).
69 Садагчин-сэцэн—доверенное лицо Адай-хана, предавший его ойратам.
70 Унэгэ-Цаган—знатный ноён, один из хранителей Восьми белых юрт, где хранились отдельные личные вещи Чингисхана (ныне — музей).
71 Ойратский тайши — автор подразумевает Эсэн-тайши.
72 Оттогоны, орволготоны и хиуртоны — титулы монгольской военно-феодальной знати. Н. П. Шастина объясняет титул орволготоны как сайды (министры), имевшие право носить длинное перо на головном уборе (см. [11, с. 265]). В «Алтан тобчи» Г. Гомбоева приведены другие титулы участников пира: 33 урбалгатана, 44 оттоготана и 61 кэгэртэн [10, с. 165].
73 О том, что Токмоком владели потомки Джочи (старшего сына Чингисхана), сообщают также Г. Гомбоев [10, с. 167] и Лубсан-Данзан [11, с. 293].
74 Жамба приводит несколько отличный от других монгольских-источников вариант рассказа о предательском убийстве ойратами представителей монгольской феодальной знати. По какой-то причине он исключил из своего сюжета рассказ о титулах монгольских феодалов (оттогонах, орволготонах), приведенный в «Алтан тобчи Лубсан-Данзана [11, с. 265], у Г. Гомбоева [10, с. 165] и у Рашипунцуга [2, с. 649—650], заменив его сообщением, что вместе с Агбарджин-джинонгом ойратами были убиты «знатные гости из 44 отоков». О значении термина «оток» см.: Б. Я. Владимирцов [19, с. 131— 144 и сл.].
75 По данным Лубсан-Данзана, Мэнду-Орлэк-ноён — монгольский феодал, близкий друг Дайсун-хана. Братья Мэнду-Орлэка Агбулат и Багбулат были товарищами сыновей Дайсун-хана Или и Дали. Все они были убиты вместе с Дайсун-ханом по наущению Цэбдэна (тестя Дайсун-хана) (см. [11, с. 264]). Узнав об этом, Мэнду-0рлэк убил Цэбдэна.
76 Садагчин—сэцэн (см. примеч. 69). В «Алтан тобчи» Лубсан-И Данзана он фигурирует под именем Сатакчин-Сэчэна; участник битвы монголов с ойратами на стороне Дайсун-хана.
77 Харагуцаг — сын Агбарджин-джинонга. См. примеч. 63.
78 Чжин-Дэ, Чжингдай-хаган — Чжин-Тунг (Чжэнтун) — наименование годов правления китайского императора Шицзуна (1522-1566).
Как свидетельствует Рашипунцуг, между монголами и Китаем были не только войны, но и мирные — посольские и торговые — связи. Если посольство, о котором идет речь в приведенном отрывке, прибыло к Эсэн-хану после только что окончившихся военных действий, то это было в период правления Инцзуна (1434—1465), а не Шицзуна, как указано в источнике. Как известно, в 1449 г. Эсэн вторгся в пределы минского Китая, осадил столицу Пекин и взял в плен китайского императора Шицзуна. Пользуясь тем, что император был в его власти, Эсэн рассчитывал добиться мира с Китаем на выгодных для монголов условиях, но просчитался. Взять Пекин Эсэн не смог и отступил в свои степи. В 1450 г, между Китаем и Монголией возобновились мирные отношения, о чем справедливо свидетельствует Рашипунцуг.
79 Тайши-чула — титул. Заимствован монголами у китайцев. Этот титул был наследственным, передавался от отца к сыну. У ойратов в XV в. его носили знатные феодалы, занимавшие пост соуправителя при хане [19, с. 74, 92, 93].
80 Речь идет об убийстве Элбэг-ханом своего младшего брата — Харагуцуга-Дэгурэнг-Тэмура-хунтайджи (см. об этом [Саган-Сэцэн, с. 139; 12, с. 142—143; 10, с. 158]. (В литературе см. [26, с. 38и сл.].)
81 Дзуд — стихийное бедствие, связанное с бескормицей. Вызывает массовый падеж скота. Дзуд бывает черным и белым. При белом дзуде пастбища покрываются очень толстым слоем снега, не позволяющим скоту добывать корма. Черный дзуд — гололедица, при которой пастбище покрывается сплошной ледяной корой.
82 См. примеч. 68.
83 Абдара-сэцэн — один нз влиятельных ойратских феодалов, сподвижник Эсэн-хана (см. [11, с. 262, 263, 270]).
84 Сурсун — монгол из рода Ионгшиебу, участвовал в войне Эсэна с Китаем. Эсэн жестоко расправился с ним якобы за то, что Сурсун разгласил тайну о пленении Эсэном китайского императора Инцзуна. В «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана [11, с. 270] и «Алтан тобчи» Г. Гомбоева [10, с. 172] этот эпизод приводится с большими подробностями.
85 О гибели Эсэн-хана более подробно [11, с. 270; 10, с. 172].
86 Мэргус-хаган (Маха-Гэргэс-хаган, Махагургэс, Магахурки) — сын Дайсун-хана и Самур. Точные даты жизни его не установлены. О нем см. [11, с. 271; 10, с. 173].
87 Сведения Рашипунцуга о правлении Мэргус-хана расходятся с данными других монгольских источников. По данным Лубсан-Данзана, Мэргус-хан правил не один год, как считает Рашипунцуг, а восемь лет (1446—1458) (см. [11, с. 271]). Г. Гомбоев и Жамба сообщают, что Мэргус умер в 1458 г., но год вступления его на престол не указывают [10, с. 173; 4, с. 54—55].
88 Точные даты жизни Молон-хана не установлены, так как источники приводят о нем самые разноречивые сведения. Молон-хан—сын Дайсун-хана и Алтан (дочери Цэбдэна).
89 См. примеч. 86 и 87.
90 Мухулихай-онг (Муулихай-ван, Махулихай-онг) — противник Дайсун-хана. По версии Мэргэн-гэгэна, Мухулихай-онг сам стремился овладеть великоханским престолом и поэтому уничтожил мужских потомков Дайсун-хана (см. [9, с. 156]).
91 Год смерти Молон-хана, приведенный Жамбой, расходится с данными других источников. Так, например, в [11, с. 272] и в [10, с. 175] указан год собаки (1454).
92 Молон-тайджи—Молон-хан, см. примеч. 88.
93 Потомок Богдо — потомок Чингисхана. Имеется в виду Баян-Мункэ-джинонг (отец Даян-хана).
94 Сведения Рашипунцуга о годе вступления Молон-хана на великоханский престол в 1451 г. расходятся с данными других источников. В «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана указан год курицы (1453) [11, с. 272]. Такие же данные у Г. Гомбоева [10, с. 174].
95 Мункэ и Хатан-Буха (Хада-Буха) — влиятельные, южномонгольские феодалы из Ордоса, стремившиеся к политической самостоятельности и ослаблению центральной ханской власти в Монголии.
96 Сведения Рашипунцуга о сражении Махулихай-вана с Молон-ханом расходятся с данными других монгольских источников. Так, например, в [11, с. 272] указан год собаки (1454). Те же данные у Г. Гомбоева [10, с. 175].
97 Молитва, обращенная к Чингисхану.
98 Махулихай — Мухулихай, см. примеч. 90.
99 Мандугули (Мандугул-тайджи, Мандугул-хан). Сведения, приведенные о нем в «Арутан топучи», в основном совпадают с данными других источников. Однако, по нашему мнению, наиболее полные данные имеются в «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана [11, с. 272—273].
Раздел 2
ОБЪЕДИНЕНИЕ МОНГОЛИИ ПОД ВЛАСТЬЮ ДАЯН-ХАНА
1 Харагуцаг-тайджи — сын Агбарджин-джинонга, дед Даян-хана (см. разд. 1, примеч. 8).
2 Имеется в виду Эсэн-тайши, первый министр при Дайсун-хане. Эсэн-тайши узурпировал престол и объявил себя ханом Монголии в 1451 г. Правил до 1455 г. (см. [29, с. 183]).
3 В «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана Нагачу назван товарищем Баян-Мункэ-джинонга (отца Даян-хана) (см. [11, с. 265]). Нагачу пытался спасти жизнь Баян-Мункэ-джинонгу, но безуспешно. После этого Нагачу узнал, что сыну Баян-Мункэ грозит смерть от руки Эсэн-тайши; в такой ситуации он принял все меры, чтобы этому помешать, и тем самым спас жизнь Бату-Мункэ — будущему Даян-хану. За свой поступок Нагачу получает от Эсэн-тайши, противника Бату-Мункэ, прозвище «Элиэ», которое Н. П. Шастина переводит как «демон, злой дух» (см. [11, с. 267]).
4 Цэцэг-хатун—дочь Эсэн-хана, жена Харагуцага, мать Баян-Мункэ-джинонга (отец Даян-хана).
5 Батор («герой»)—почетный титул [19, с. 74, 92, 93 и ел.].
6 Дархан (тархан) — почетный титул. Его давали за особые заслуги, оказанные хану. Лица, получившие его, и их потомки освобождались от всех повинностей [19, с. 69].
7 Самур-гунчжи—дочь Элбэг-хана, прабабка Даян-хана.
8 Мухули—полководец эпохи Чингисхана [19, с. 88].
9 См. примеч. 3.
10 О годах правления Мандугул-хана в источниках приводятся разноречивые сведения. Сведения Рашипунцуга не совпадают с данными Лубсан-Данзана и Г. Гомбоева, у которых указан 1463 г. [11 с. 273; 10, с. 175].
11 Джинонг — см. раздел 1, примеч. 30.
12 Тайши — см. разд. 1, примеч. 39.
13 Зайсанг — титул, давался за военные заслуги. Происходит от кит. «цзай-сян» (см. [19, с. 138, примеч. 6]).
14 Сайд—министр (букв. «благородный», высокопоставленный).
15 Год свиньи (1467), указанный в «Алтан тобчи» Г. Гомбоева,, совпадает с данными Лубсан-Данзана (см. [11, с. 275]).
16 Хонгхули, по данным «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана, был младшим братом Баян-Мункэ-джинонга (см. [11, с. 275]).
17 Чжунхэн (Йунгэн) —одна из жен Мандугул-хана. По данным Лубсан-Данзана, она была дочерью уйгурского Бэгэрсэн-тайши [11,. с. 273], одного из сторонников Мандугул-хана.
18 См. примеч. 10.
19 Приведенные Рашипунцугом данные о годе вступления на престол Баян-Мункэ-джинонга расходятся с данными Лубсан-Данзана, у которого указан год свиньи (1467) [11, с. 275]. По сведениям Рашипунцуга, Баян-Мункэ правил с 1464 по 1466 г., а по «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана, — с 1467 по 1470 г. [11, с. 276]. То же у Жамбы (см. [4, с. 58]).
20 Алтан-уруг — Золотой род Чингисхана.
21 Самул-тайджи — в других источниках его имя воспроизводится как Исмал-тайши [3, с. 85], Смал-тайши [11, с. 276}, Исмал-тайджи [10, с. 179], Исама-тайши (12, с. 147].
22 У Галдана в «Эрддэнийн эрихэ» говорится, что Баян-Мункэ был убит йонгшиебуским Гирэй-Ходжигиром (см. [5, с. 86]), а в «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана — пятью йонгшиебусцами: Кэриэ, Чаганом, Тэмуром, Мункэ и Хара-Батаем [11, с. 276]. В «Алтан тобчи» Г. Гомбоева — Кэрээ, Цаганом, Тэмуром, Мункэ и Хара-Банди [10, с. 180].
23 Тогуши-Шигуши из рода Хорхун был тестем Баян-Мункэ. Его военный поход на Исмал-тайшу был местью за гибель Баян-Мункэ.
24 Джинонг — Баян-Мункэ-болху-джинонг. Саган-Сэцэн — единственный автор, сообщающий, что нападение на Баян-Мункэ совершили совместно Мандугул-хан и Исмал-тайша. В других источниках говорится, что нападение совершил один Исмал-тайша.
25 Шихир-дайху—дочь Хутухту-Шигуши, жена Баян-Мункэ-джинонга, мать Даян-хана.
26 Год рождения Даян-хана (1464), указанный Саган-Сэцэном, расходится с «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана и «Шара туджи», где приводится 1466 г. [11, с. 383, примеч. 19].
27 О Богурул-гунчжи есть сведения и в других источниках. В частности, в «Алтан тобчи» Г. Гомбоева также говорится, что она была сестрой Болху-джинонга [10, с. 179].
28 Бэгэрсэн-тайши—один из уйгурских правителей, муж Богурул-гунчжи. На дочери Бэгэрсэна-тайши Йунгэн был женат Мандугул-хан [11, с. 273].
29 Унэболод-онг — аристократ из рода Хабуту-Хасара. В тот период Унэболод-онг был одним из самых реальных претендентов, на всемонгольский ханский престол [11, с. 278].
30 Шигустэй-онг (багатур хорчинский)—см. разд. 1, примеч. 59.
31 Хабуту-Хасар—младший брат Чингисхана [11, с. 67]. После прихода Чингисхана к власти между ним и Хасаром возникли трения, причину которых монгольские источники замалчивают. Последствия этих разногласий продолжали сказываться в XIV в. и позже в противоборстве потомков Чингисхана и потомков Хасара. По мнению Н. П. Шастиной, эти трения отразились в культе Хасара, существовавшем в XV в. в хошунах Восточной Монголии [11, с. 377, примеч. 46].
32 Этот рассказ, связанный с убийством ойратами Молон-хана, более подробно приведен в «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана [11, с. 273].
33 Мухулихай-онг — убийца Молон-хана [11, с. 272]. См. о нем разд. 1, примеч. 90.
34 Бэлгэтэй — брат Чингисхана по отцу.
35 Молон-хан — см. разд. 1, примеч. 88.
36 Эпизод убийства Бэгтэра Чингисханом и Хасаром подробно излагается во многих монгольских источниках [11, с. 74; 10, с. 125—126].
37 Из приведенного отрывка можно заключить, что в середине XV в. за обладание всемонгольским престолом боролись потомки Чингисхана, Хабуту-Хасара и Букэ-Бэлгэтэя. Устранив Мухулихай-онга — убийцу Молон-хана, Унэболод-онг сам получил возможность реально претендовать на ханский престол, но вынужден был уступить малолетнему Даян-хану.
38 Мандухай-Сайн-хатун — дочь Чоросбай-Тэмур-чингсанга, представителя знатного рода Чорос. Она была замужем за Мандугул-ханом, у которого не было наследника. Желая сохранить преемственность в наследовании престола по линии Чингиса, она отказала сватавшемуся к ней Унэболод-онгу, потомку Хасара, и выбрала себе мужа в лице малолетнего Бату-Мункэ. У Саган-Сэцэна об этом кратко сказано так: «После этого хорчинский Унэболод-онг хотел взять себе Мандухай-Сэцэн-хатун. Тогда Мандухай-Сэцэн-хатун сказала [ему]: „Нельзя, чтобы род Эдзэна [Чингисхана] пресекся... Ребенок Бату-Мункэ должен стать хаганом"» [8, с. 129].
39 Точно дата рождения Бату-Мункэ неизвестна. Из сообщения Рашипунцуга можно заключить, что он родился в 1461 г. В «Шара туджи» приведен год его рождения — 1466-й и год смерти — 1543-й [12, с. 138]. Саган-Сэцэн также датирует его смерть 1543 годом, отмечая при этом, что Даян-хан жил 80 лет. Лубсан-Данзан считает, что Даян-хан скончался в 1504 г. в возрасте сорока четырех лет. В специальной монголоведческой литературе, в частности в «Истории МНР», указано, что Даян-хан родился в 1460 г., занял престол в 1479 г. и скончался в 1543 г. [29, с. 183].
40 Ноянболод-ван — Унэболод-онг, См. примеч. 29.
41 Отец хаган — подразумевается Чингисхан.
42 Матушка хатун — подразумевается легендарная прародитель ница всех монголов Алан-гоа (Огэлэн-уджин) [11, с. 63, 65, 67 и ел.}.
43 Моления Мандухай-хатун приведены и в других источниках {II, с. 279—280; 10, с. 183—184].
44 Речь идет о Бату-Мункэ.
45 Хатун — госпожа, женщина знатного происхождения, жена правителя, знатного человека.
46 Небо-владыка — согласно шаманским верованиям, Хех тэнгри (Синее небо), — божество, которому поклонялись монголы.
47 Из приведенного отрывка можно заключить, что на всемонгольский престол претендовали Унэболод-онг, потомок Хасара (брата Чингисхана) и Бату-Мункэ-джинонг. Унэболод-онга поддерживала группа влиятельных монгольских феодалов во главе с алагчигудским Сатай-Догулангом, а Бату-Мункэ — хорхунский Дзаган-Ахой и феодалы ойратского рода Чорос во главе с Чоросбай-Тэмур-чингсангом (отцом Мандухай-Сайн-хатун).
48 В «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана говорится, что Бохай «человек из [рода] балгагчин» [11, с. 276]. Указание на принадлежность Бохая к роду является свидетельством того, что он был не простым аратом. У Галдана в «Эрдэнийн эрихэ» приводятся несколько иные данные: «Бату-Мункэ... отдали на воспитание Балайчин-Бинай» [5, с. 86] (Балайчин-Бинай—жена тангутского Тэмур-Хадака).
49 Монгольские источники не приводят определенных данных о болезни Даян-хана. Только в «Алтан тобчи» Г. Гомбоева говорится, что Даян-хан страдал болезнью «битиги», т. е. «завалом», или несварением желудка [10, с. 180].
50 Речь идет о походе на ойратов.
51 Таш-Тураду — в других источниках это название местности встречается в ином написании: Танну-Бурду, Тасбурд, Таш-Бурту [11, с. 277; 5, с. 87, 4, с. 58]. Следует отметить, что дата этой битвы монголов с ойратами, указанная Рашипунцугом, на год расходится с данными «Арутан топучи», где указан 1469 год [3, с. 86].
52 Этот поэтический отрывок является одним из самых кратких пересказов соответствующего места «Сказания о Мандухай-Сайн-хатун». Отдельные отрывки из этого «Сказания» приводятся во многих монгольских источниках [7, с. 70—71; 5, с. 87; 3, с. 86—87; 10, с. 181—182; 11, с. 277—280].
53 Год белого барса — 1470-й, в специальной литературе считается наиболее вероятной датой вступления Даян-хана на великоханский престол.
54 Потомок Богдо-Эдзэна — Даян-хан.
56 Великий бурхан — Верховное божество в религиозных представлениях монголов.
56 Приведенный отрывок содержит в себе, с нашей точки зрения, важную информацию о том, что Мандухай-хатун после возведения семилетнего хана на престол продолжала пользоваться в управлении государством поддержкой влиятельных монгольских феодалов Батор-Чингчина и Сэцэн-Шигуши. В других монгольских источниках об этих государственных деятелях Монголии XV в. сведений нет.
57 Оценка деятельности Мандухай-хатун Рашипунцугом еще раз подтверждает наше мнение, что в борьбе за великоханский престол в XV в. в Монголии одержали победу сторонники чингисидов. Этой победе, как подчеркивает Рашипунцуг, способствовала и целеустремленная, активная деятельность Мандухай-хатун, приведшая к воссозданию единого монгольского государства, которую Рашипунцуг всемерно одобряет.
58 Известно, что в эпоху Чингисхана у монголов существовали два ханских знамени: белое и черное. Первое — Великое ханское белое знамя — состояло из девяти частей и потому называлось Девятиосновным. Белым это знамя именовалось потому, что к нему привязывались гривы от девяти белых коней. Белое знамя водружалось над ханской ставкой в мирное время. Второе ханское знамя называлось черным, так как к нему привязывались гривы черных коней. Это знамя состояло из «четырех основ (частей)». Оно символизировало ханскую грозную силу и сопровождало хана в военных походах. Подробно монгольские ханские знамена были описаны Ц. Ж. Жамцарано в его работе «Культ Чингиса в Ордосе» [23, с. 230—231 ].
59 Выражение «стала хатун» означает, что Мандухай стала замужней женщиной.
60 Керулен — одна из самых больших по протяженности и полноводных рек Северной Монголии. Об этой реке сложено в Монголии немало песен и народных сказаний, в которых она поэтично именуется Голубым Керуленом.
61 Монголджины—монгольское племя, правители которого, монгольские феодалы, первоначально не признавали власть Даян-хана.
62 В «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана дается пояснение, что Угурхэй носил почетное звание «батура» (богатырь) и происходил из южномонгольского рода Далат.
63 Самул-тайша (Исмал-тайша) — кровный враг Даян-хана, виновный в гибели его отца Баян-Мункэ-джинонга. См. примеч. 21.
64 Шихир-дайху (Шихэр-Тайху) — мать Даян-хана. Она была захвачена в плен Исмал-тайшей во время его нападения в 1464 г. на кочевье Баян-Мункэ-джинонга.
65 Бэгэрэс-тайджи — Бэгэрсэн-тайши. См. примеч. 28.
66 Ойгудский Самала — Исмал-тайши. См. примеч. 21 и 63.
67 Перечисленные имена участников похода - позволяют судить об окружении Даян-хана и о той группе сподвижников из числа монгольской феодальной знати, которая сформировалась вокруг хагана-в этот период.
68 Цахар—чахары, одно из больших южномонгольских племен. В XV в. чахарами правил отец Шихир-дайху.
69 Бободай и Бурхай—сыновья Шихир-дайху и Исмал-тайши.
70 Бэгэрсэн — Бэгэрсэн-тайши. См. примеч. 28.
71 Возможно, в источнике говорится о местности в районе оз. Далай-нор. В «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана ее название передано как Кильчар-Тухум [11, с. 283].
72 Монголчины—монголджины (см. [11, с. 269]).
73 Урянхайцы — здесь имеется в виду одно из древних монгольских племен. В войне Даян-хана с Тумэтом они выступали на стороне тумэтов. После разгрома Тумэта Даян-ханом урянхайцы были разделены по разным феодальным уделам и лишились своего племенного названия.
74 В период правления Даян-хана «тумэн» был не только военной единицей, но и прежде всего обширным феодальным владением [19, 1934, с. 104, 105, 132 и ел.].
75 Чуулган—съезд монгольских феодалов. Собирался в самых исключительных случаях: перед военными походами и для избрания хана.
76 В настоящее время это название местности не сохранилось. Вероятное ее местонахождение — пограничный с Южной Монголией район в Ордосе (КНР).
77 Хухэ-хото — Хух-хото, в настоящее время административный центр в Автономном районе Внутренняя Монголия в КНР.
78 В ханскую юрту никому входить не разрешалось. Все срочные доклады хану делались у задней (северной) стены ханской юрты.
79 Степь Манза — в источниках это название встречается и в другом написании: Майн-Тала, Майна, Манчи, Мачин. Под этим названием, вероятно, имеется в виду какая-то часть территории Южного Китая [11, с. 375, примеч. 26].
80 Это утверждение Г. Гомбоева ошибочное. Восемь белых юрт в Ордосе — это место, где после смерти Чингисхана хранятся до сих пор некоторые его реликвии. Оно носит название Эдзэн Хоро и весьма почитаемо монголами [23, с. 230 и ел.].
81 Сайн-Тай-Чжуван-хаган—почетный титул Даян-хана, полученный им при вступлении на престол.
82 Барун-гар (тумэн правой руки) — феодальное владение в Западном Тумэте. Как следует из приведенного отрывка, Даян-хан (вопреки воле западнотумэтских феодалов) назначил в Западный Тумэт правителем-наместником этого удела своего сына Улусболода.
83 Иварай (Ибири-тайши) и Мандулай-Аглаху, два знатных феодала, спровоцировали убийство Улусболода во время восстания в Тумэте.
84 Далан-Туру — местность. Название ее не сохранилось. Предположительно она находилась в пределах южной части современного Южногобийского аймака МНР.
8Э Хами — город в восточной части Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР.
89 Улусбайху-Абахай — старший сын Даян-хана Улусболод.
87 Анонимный автор «Арутан топучи» считает, что причиной восстания в Тумэте была ссора между прибывшими с Улусболодом для принесения жертвы Чингисхану людьми и местными жителями. Началась драка, и Улусболод был убит.
88 Лэгуши-Аглаху и Мандулай-Аглаху — противники назначения Улусболода на пост наместника в Тумэт.
89 Абахай — Улусболод.
90 Лубсан-Данзан сообщает, что междоусобица в Тумэте началась из-за того, что Ибарай-тайши угнал табун у урянхайского богача Тогто. По данным «Арутан топучи», Тогто погнался за угонщиками и был убит Хэлэгэем, сподвижником Даян-хана.
91 Имеется в виду, что Хэлэгэй убил убийцу Улусболода и тем самым оказал личную услугу хану.
92 Барсболод — второй сын Даян-хана (из второй пары близнецов, рожденных Мандухай-хатун). После гибели Улусболода и подавления восстания в Тумэте Даян-хан назначил Барсболода правителем Тумэта.
93 Ундэгулэрун.—титульное имя Улусболода.
94 Ордахухай-онг хорчинский — южномонгольский феодал, доверенное лицо Даян-хана; сопровождал Улусболода в его поездке в Тумэт (см. [11, с. 283—284]).
95 Барун (тумэты), составлявшие в XV в. три тумэна (30 тыс.) и восставшие против власти Даян-хана, представляли собой большую угрозу целостности монгольского государства. Имея это обстоятельство в виду, Ордахудай-онг предложил Даян-хану принять решительные меры для ослабления воинственного народа. Даян-хан, однако, не согласился с этим предложением и назначил правителем в Тумэт своего другого сына — Барсболод-джинонга.
96 Гадание перед сражением с тумэтами предсказывало Даян-хану победу.
97 Суть этого обмана состояла в том, что знамя урянхайцев было похоже по цвету и внешнему виду на боевое знамя Даян-хана, Его враги, следуя за знаменем, бились между собой.
98 См. примеч. 94
99 Этим указом сын Ордахудай-онга (Ордахухай-ноёна) Чэкэчэ, погибший во время битвы с тумэтами, был посмертно награжден Даян-ханом за проявленную в бою смелость. Указом Даян-хана потомки Чэкэчэ переходили в сословие людей, освобождавшихся от феодальной зависимости.
100 Багасун-табунанг (Бэгэсун-табунанг)—один из командиров отряда, сражавшегося на стороне Даян-хана в битве с тумэтами,
101 Хэлэгэй происходил из рода Эрхэгут. Хэлэгэй прикончил ойрата Лэгуши-Аглаху (убийцу Улусболода).
102 Цахица—это Чэкэчэ, сын Ордахудай-бига, друга и сторонника Даян-хана.
103 Абага-Кэрэ—знатный ойрат, отец одной из жен Даян-хана— Гуши-хатун.
104 Мэркиты.—одно из древних монгольских племен. Кочевья мэркитов располагались по берегам р. Селенги.
105 Буддийское учение о правах хана и религии изложено в монгольском сочинении XIV в. «Цаган туух» («Белая история»). Суть его в том, что «корнем святой религии (буддизма.—Г. Г.) является лама, Владыка учения, а главой державы — хаган, обладатель земной власти; законы истинного учения (Будды.—Г. Г.), подобно священному шелковому шнуру, неослабимы, законы могущественного хагана, подобно золотому ярму, несокрушимы» [15, с. 95]. Ц. Ж. Жамцарано, первый исследователь «Цаган туух», объяснял это положение следующим образом: «Здесь мы видим интересную попытку Хубилая теоретически обосновать свою мировую монархию и изложить принципы управления государством путем создания союза между церковью и государством, между властью духовной и светской» [24, с. 72].
106 Принцип «правление на основе закона „цула"» означает понятие об управлении государством на основании буддийского учения о карме (закон воздаяния). Об этом говорит в своем сочинении Саган-Сэцэн (15, с. 267]. Жамбалдорж, как свидетельствует приведенный отрывок, распространяет это положение, выработанное Хубилаем, на Элбэг-хана и Лигдан-хана, но исключает Даян-хана, уото-рый буддизм не исповедовал.
Раздел 3
ПОТОМКИ ДАЯН-ХАНА, ПРАВИВШИЕ В МОНГОЛИИ
1 Гэгэн-гунчжи — у Саган-Сэцэна она названа Турулту-гунчжи. Сведения о единственной дочери Даян-хана имеются в ряде источников, но без указания ее имени. В «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана сообщается, что она была выдана замуж за Багасун-Табунанга [11, с. 287]. По данным Ломи, мужем Гэгэн-гунчжи был Дархан-Табунанг из племени Джаруд [7, с. 29].
2 В источниках имена сыновей Даян-хана приводятся в различном написании. Так, например, имя Очирболода встречается в написании Вачирболод, имена Улусболода и Туруболода передаются как Улусбайху и Турубайху.(см. [2, с. 668; 6, с. 29 и др.]).
3 Имя Хэнабахая в других источниках не встречается.
4 См. примеч. 1.
5 Сведения Саган-Сэцэна о годе рождения Турулту-гунчжи и Барсболода расходятся с данными других источников. Большинство .монгольских летописцев считают, что Барсболод и Арсболод были близнецами. После них родились у Мандухай-хатун еще две пары - близнецов: Очирболод и Алачуболод, Албогура и Гэгэн-Гунчжи (см., например, [6, с. 29; 4, с. 60]).
6 Джалаир-тайджи и Урут-тайджи—не имена, а титулы [11, с. 386; примеч. 66].
7 В других монгольских источниках имя Хуяг-Шигустэя приводится как Хутухту-Шигуши (см. [11, с. 275; 3, с. 90]).
8 В других источниках имя Гусэй встречается в написании Гуши-гунчжи [6, с. 29; 7, с. 71], Гуши-хатун [12, с. 149].
9 Сведения Гомбожава о Чннг-тайджи и Гаруди-тайджи совпадают с данными Саган-Сэцэна [8, с. 215] и Ломи [7, с. 71], но расходятся с Рашипунцугом [2, с. 668] и Жамбой [4, с. 61].
10 В монгольских источниках (кроме Гомбожава) нет сведений, что Боди-Алаг, старший сын Туруболода, внук Даян-хана, был халхаским ханом. Большннство монгольских источников сообщает, что первым халхаским ханом был младший сын Даян-хана Гэрэсэндзэ-Джалаир-хунтайджи. Правил в 1513—1549 гг. (см. [49, с. 171]).
11 Сведения Саган-Сэцэна о сыновьях Туруболода расходятся с .данными других источников. По данным «Арутан топучи» и Г. Гомбоева, Туруболод умер, не имея потомства (см. [3, с. 101; 10, с. 193]). Жамба сообщает, что у Туруболода было два сына: Увшанз-тайджи и Эмлэк-тайджи, которые умерли раньше своего отца [4, с. 62]. В «Шара туджи» говорится, что у Туруболода было четыре сына [12, с. 73]. Вопрос о сыновьях Туруболода изучался Сэрройсом [75, с.20—30].
12 Из приведенного отрывка можно заключить, что Барсболод, воспользовавшись малолетством наследника, узурпировал его престол, но затем был вынужден отказаться от него. По данным Рашипунцуга, Барсболод правил один год, и его сместил Арсболод, который и возвел на престол Бодиалага (1565) [2, с. 668—669].
13 Утверждение Жамбы, что Боди Алаг (Бодиалаг) до вступления на ханский престол был правителем тумэтов, ошибочно. Известно, что Тумэтом правил Улусболод, а после его смерти Даян-хан назначил правителем Барсболода [11, с. 287].
14 Джинонг — титул наследника престола. В XVI в. его носили соправители при хане [19, с. 143].
!5 Боди Алаг (Бодиалаг-хан) — сын Туруболода (старшего сына Даян-хана). Родился в 1504 г., правил с 1544 по 1547 г. ([2, с. 669, .8, с. 21 б]. Те же данные у Г. Сэрройса [76, с. 167]).
16 Сведения «Арутан топучи» о том, что Туруболод умер бездетным, не совпадают с данными других источников. В «Шара туджи» говорится, что у Туруболода было три сына: Бату-Алаг, Нубасандза-тайджи и Эмилэк-тайджи [12, с. 73]. Саган-Сэцэн сообщает о двух сыновьях: Бодиалаге и Эмли-тайджи [8, с. 216]. О потом-жах Туруболода подробные сведения приведены Г. Сэрройсом [75, с. 20—30].
17 Улусболод на ханском престоле никогда не был. Даян-хан назначил его правителем в Тумэт, где он и погиб. См. примеч. 13.
18 Бодиалаг не был сыном Улусболода, как это ошибочно считает автор «Арутан топучи».
19 Цин-ван — титул, который давался маньчжурскими правителями представителям высшей монгольской феодальной знати за военные заслуги. Титул передавался по наследству.
20 Еще при Чингисхане монгольское войско по стародавнему обычаю делилось на два крыла: правое и левое. Это деление сохранилось и в послеюаньскую эпоху (см. [19, с. 135]).
21 Кэшиктэн — новый хошун был выделен Даян-ханом из Чахарского аймака и передан в наследственное правление Очирболоду.
22 Пять отоков халхасцев — это, по определению Б. Я. Владимирцова, южная группа халхаского народа [19, с. 179].
23 Сведения о Бодиалаг-хане, приведенные Рашипунцугом, совпадают с данными Саган-Сэцэна, который указывает, что этот хан родился в 1504 г. Ему исполнился сорок один год, когда он получил ханский престол. Данные Рашипунцуга и Саган-Сэцэна находят подтверждение и в китайских источниках, о чем сообщает Г. Сэрройс [75, с. 22].
24 Тэрсэгутэн — Дарайсун-Кудэнг-хан, старший сын Бодиалага. О нем данные источников разноречивы. По данным Рашипунцуга, Дарайсун правил 10 лет (1548—1557), таким образом, сведения Жамбалдоржа расходятся с данными Рашипунцуга на один год. В «Арутан топучи» и «Алтан тобчи» Лубсан-Данзаня. сказано, что Дарайсун вступил на престол в год свиньи (1551) и скончался в год змеи (1557) [11, с. 289]. В «Шара туджи» содержится утверждение, что Дарайсун был сыном не Бодиалага, а Очирболода [12, с. 153].
25 Тумэн — Тумэн-Дзасакту-хаган, сын Дарайсун-хана. Правил с 1553 по 1593 г. [29, с. 185].
28 Это еще одно свидетельство о проникновении в Монголию раннего буддизма. Буддизм секты красношапочников был распространен в Тибете в Х в., но вытеснен оттуда в XIV в. другой сектой — желтошапочников, основанной проповедником Дзонхавой (1357—1419). Эта форма буддизма распространилась в Монголии с конца XVI в. и была принята в качестве официальной государственной религии 144, с. 188—189].
27 См. примеч. 24.
28 По сведениям Саган-Сэцэна, Барсболод имел семь сыновей: Гун-Билик-Мэргэн-джинонга (род. 1506), Алтан-хагана (род. 1507), Лабуг-тайджи (род. 1519), Байсхал-Хундэлэн-хагана (род. 1510), Байан-дара-Нарин-тайджи (род. 1512), Бодидара-Отхан-тайджи (род. 1514), Дархан-тайджи (год рождения не указан) (см. [8, с. 223]). Об Алтан-хане см. [29, с. 185—186].
29 Указанные феодальные уделы сохранялись в Южной Монголии до конца XVII в. После завоевания Южной Монголии маньчжурами в 1436 г. они вошли в состав Цинской империи.
30 Джэлмэ не был братом Чингисхана. Это был его сподвижник и друг. Джэлмэ происходил из рода урянхайцев (см. «Алтан тобчи» Лубсан-Данзана, с. 83, 85).
31 Хара-кэрэ — часть племени «черных татар»; в период правления Чингисхана этот народ подвергся разгрому, а затем слился с племенем чахаров (см. [19, с. 130, примеч. 8]).
32 Шарайголы — шара-уйгуры. Этот народ ныне проживает в районе Ганьчжоу (КНР). Шара-уйгуры — народ тюркского происхождения, но говорят на монгольском языке.
33 Происхождение этого народа не выяснено.
34 Нутук — земля, территория, кочевье (см. [19, с. 551).
35 Хутухтай-Сэцэн-хунтайджи — потомок Чингисхана в девятнадцатом поколении, правнук Даян-хана. Родился в Ордосе, в знатной семье чингисидов — правителей трех правых тумэнов (феодальный удел). Хутухтай-Сэцэн с 1560 г. играл крупную роль в политической жизни всей Монголии. По свидетельству источников, Хутухтай-Сэцэн принимал активное участие в распространении в Монголии буддизма, пришедшего из Тибета в конце XVI в. Хутухтай-Сэцэн известен также и как историк. Он является автором новой редакции сочинения XIV в. «Цаган-туух» («Белая история») [15,, с. 165—177].
36 Лавардан-Хутухту-хунтайджи — Лигдэн-хан. Правил с 1604-по 1634 г. [29, с. 193—194].
37 Здесь, видимо, идет речь об императоре Тайцзуне (Хуан Тайцзи) — Абахае (1626—1643), основателе маньчжурской династии Циш в Китае. Абахай в 1634 г. завоевал Южную Монголию и объявил себя монгольским ханом. Он был сыном хана Нурхаци (1616— 1626) — основателя маньчжурского государства Цзинь.
38 Семь хошунов Халхи — наследственный удел младшего сына-Даян-хана Гэрэсэндзэ-Джалаир-хунтайджи. После его смерти в Халхе правили его потомки, о чем обстоятельно говорится в «Шара. туджи» (см. [12, с. 162—163]).
39 Галдан приводит не совсем точные сведения. В конце XVII в. халхаское ханство включало в себя не четыре, а три аймака: Тушэту-хана, Дзасакту-хана и Цэцэн-хана. Четвертый аймак — Сайн-ноёна — был образован в Халхе в 1725 г., когда Северная Монголия входила в состав маньчжурской Цинской империи.
40 Ачи-тайджи — Аджа-хан. Ачай—прозвище Аджа-тайджи. [9„ с. 255, примеч. 590].

Hosted by uCoz